Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) разработана на основе требований:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.12г. №273-фз;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. №286 (далее ФГОС НОО);
- Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023г. №372;
- Приказа Минпросвещения России от 22.01.2024 г. №31;
- Приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 года №704.
Данная программа в 2024-2025 учебном году реализуется в 1-4 классах.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ООП включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.
ООП НОО построена в соответствии с логикой представления образовательной организацией программы начального общего образования и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- общую характеристику программы начального общего образования;
- характеристику планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования.
Пояснительная записка раскрывает:
- цели реализации программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования;
- принципы формирования и механизмы реализации программы начального общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
- общую характеристику программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования:
1) обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;
2) являются содержательной и критериальной основой для разработки:
- рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательной деятельности в организации по определенному учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;
- рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы,
осуществляемой в образовательной организации;
- программы формирования универсальных учебных действий обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования;
- системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего образования;
- в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической литературы.
Структура и содержание планируемых результатов освоения программы начального общего образования отражает требования ФГОС, передает специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей), соответствует возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования дают общее понимание формирования личностных результатов, уточняют и конкретизируют предметные и метапредметные результаты как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования:
- отражает содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
- ориентирует образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и формирование универсальных учебных действий у обучающихся;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
- предусматривает оценку динамики учебных достижений обучающихся;
- обеспечивает возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
Содержательный раздел программы начального общего образования включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; - рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей обеспечивают достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования и разрабатываются на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей включают:
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также содержат указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает три раздела:
- целевой; - содержательный; - организационный.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В рабочей программе воспитания предусмотрено приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел программы начального общего образования определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы;
- характеристику условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план программы начального общего образования обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. Изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года составляет не менее 2954 академических часов и не более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении начального общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы):
- даты начала и окончания учебного года;
- продолжительность учебного года;
- сроки и продолжительность каникул;
- сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается образовательной организацией в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности, предусмотренными Гигиеническими нормативами Санитарно-эпидемиологическими требованиями.